Проектирование складских комплексов: виды сооружений и требования к проекту
954
06.09.2022
06.04.2023
Проектирование складских комплексов призвано обеспечить удобство пользования всей территорией, а не только помещениями склада. Схема движение транспорта, размеры ангаров, озеленение территории – все это и многое другое разрабатывается на первоначальном этапе.
Чтобы приступить к проектированию, необходимо провести подготовительные мероприятия. В нашей статье мы расскажем, как устроен процесс расчетов, какие факторы учитываются и что входит в итоговую документацию проекта складского комплекса.
и выберите свой подарок
Виды складских комплексов
Проектирование складских комплексов – важный этап сооружения объектов, функциональное назначение которых состоит в обеспечении условий для хранения различной продукции. Проектировщики должны продумать каждую деталь, чтобы обеспечить максимально эффективное использование застраиваемой территории. Кроме того, при планировании складских комплексов необходимо учитывать технические стандарты и требования безопасности. Проект такого объекта должен разрабатываться с учетом правил хранения товаров и особенностей работы специалистов складского комплекса.
Рассмотрим классификацию складов, которая была разработана с учетом опыта ведущих логистических компаний.
- Складские помещения, получившие класс D, предполагают наличие ограниченного перечня требований, поскольку строятся при минимальном финансировании. Основные параметры, которые должны быть учтены: возведение склада на нежилом участке, минимальная техника безопасности. Складской комплекс способен вмещать транспорт грузового типа.
- Складские помещения, относящиеся к классу C, как правило, расположены на территории производственных объектов. Они отличаются полами из бетона и высотой потолков более 4-х метров.
- Склады класса B могут проектироваться как комплексы, состоящие из одного или двух этажей. Такие объекты обеспечиваются современными системами связи, охраны, противопожарной сигнализации и отопления. Здесь предусматривается большое количество отдельных складских помещений, а также погрузочно-разгрузочные рампы, площадки для складской техники и грузового транспорта.
- Складские помещения самого высокого уровня – класса A. Такие строения имеют один этаж, пол выполнен из бетона. Склады этого уровня сделаны капитально и рассчитаны на длительную эксплуатацию. Объекты класса А должны соответствовать нескольким параметрам: дистанция в девять метров между несущими столбами, возможность регулировать температуру и влажность в помещениях. Участок должен быть подключен к основным коммуникациям: канализационная сеть, водопровод и электроэнергия. Рядом есть современная транспортная развязка. На объекте работает эффективная система надзора.
Требования к проектированию складских комплексов
Проектирование складских комплексов осуществляется по определенным правилам, которые должен знать исполнитель. Разберем их:
- При выборе формы строения лучше отдавать предпочтение прямоугольным конструкциям. Они выгоднее, чем арочные, отличаются высокой функциональностью, но при строительстве требуют дополнительных затрат ресурсов и времени.
- Типовые проекты складских комплексов, относящиеся к классу А+, имеют высоту потолков минимум 10 метров.
- Вся территория, отведенная под проект, должна быть разделена на две части: для помещения склада отводится не более 50 % земли, а остальная площадь предназначается для решения обслуживающих задач. Это могут быть места разгрузки товара, въезд, пункт техобслуживания и т.п.
- Рекомендуется воздвигать складские помещения в один этаж. В противном случае конструкция может быть чрезмерно перегружена. Не рекомендуется строить громоздкие здания. Важно сбалансированно распределить вес на фундамент.
- Если же предусмотрен второй этаж, лучше размещать здесь офисы или помещения для хранения легкой продукции.
- При проектировании складских комплексов следует предусмотреть подсобные помещения, места для работников и для размещения специального оборудования.
- Старайтесь равномерно распределять нагрузку по всей площади склада и не возводить колонны. При необходимости можно установить несущие опорные конструкции на расстоянии не менее 12 метров друг от друга.
- На каждые 700 квадратных метров желательно предусмотреть одни ворота для загрузки/выгрузки продукции.
- Следует предусмотреть обустройство автоматического контроля за температурой и влажностью воздуха в помещениях.
- Должны быть определены места для охраняемой парковки большегрузных транспортных средств.
Что касается необходимых коммуникаций, то следует предусмотреть:
- видеокамеры наблюдения;
- телефон;
- шахты вентиляции;
- канализационную систему;
- водопровод и электричество;
- сигнализацию, уловители дыма, огнетушители и прочие средства пожарной безопасности;
- внутренние и внешние осветительные приборы по всему периметру;
- систему учета рабочего времени;
- кондиционеры, обогревательные приборы;
- станцию автономного электропитания.
Существуют дополнительные критерии, которые при создании проекта складских помещений носят рекомендательный характер:
- подвод ж/д линии, обустройство мест для вагонного обслуживания;
- отсутствие у входа рампы, чтобы все напольное покрытие имело единый уровень для удобства перемещения;
- на двухэтажном складе установка подъемных устройств для персонала и различных грузов;
- снабжение контрольно-пропускного пункта и прилегающей территории охраной, а также защитным ограждением.
Дополнительные постройки и элементы складских комплексов предусматриваются в зависимости от целей объекта. Если этот фактор не учитывается, то некоторые детали могут оказаться избыточными.
Предварительный этап проектирования складских комплексов
Градостроительный кодекс РФ определяет последовательность работ при капитальном строительстве. В соответствии с этим документом перед началом проектирования должны быть завершены комплексные инженерные изыскания.
Такие исследования включают в себя изучение природных условий (климата, рельефа) всей территории строительства, имеющихся объектов и различных коммуникаций. Помимо перечисленного проводится исследование градостроительного плана и прочей документации. Оформляются вспомогательные материалы, такие как фотографии и видео, тексты, схемы и графики, которые необходимы при создании полноценного проекта.
Список основных типов работ, проводимых при инженерных исследованиях:
- определение существующих транспортных и инженерных структур на всей территории проекта;
- изучение земляного покрова, прочие геологические исследования, съемка местности;
- установление характеристик и размеров будущего объекта строительства;
- лабораторное изучение свойств почвенного состава и грунта на территории складского помещения;
- прочие изыскания.
При проведении замеров и исследований внимание уделяется также грунту на участке (парковочные места, территория доставки грузов, дорожные разветвления). В ситуации, когда помещение состоит из отдельно стоящих построек, при проведении инженерных исследований выявляется возможность соединения строений между собой.
Исполнитель и заказчик подписывают договор, в котором перечислен список работ, в том числе техзадание и будущие исследования. Место строительства также влияет на количество возможностей проекта. Например, на территории населенного пункта, особенно города, гармонично согласовать склад с окружающей инфраструктурой трудно. Вне городской среды количество вариантов значительно возрастает.
Инженерно-топографический план представляет собой чертеж и состоит из геологических и геодезических исследований, топографической съемки, оформленных в виде графиков и текстов. Содержимое дает полное представление о координатах и размерах территории, наличии и размещении инженерных систем. На основе инженерно-топографического плана принимается решение о будущем положении складских помещений, дополнительных строений и коммуникаций.
Оформление инженерных исследований проходит следующим образом:
- планы, чертежи;
- расчетные показатели, схемы и измерения;
- техническая отчетность;
- заключительные акты, ведомости;
- съемочный материал, представленный в виде графических изображений.
Если на изучаемой территории уже находились строительные объекты или некоторые инженерные системы, необходимо предоставить документы, подтверждающие их техническое и эксплуатационное состояние. Требуется документ, подтверждающий технические параметры объекта, чтобы его можно было подсоединить к коммуникациям.
5 этапов проектирования складских комплексов
Рассмотрим основные шаги, необходимые для проектирования складских помещений:
Создание генерального плана складского комплекса
Для грамотного составления строительного плана важно изначально определить, какие функции будет выполнять объект и каковы его основные задачи.
Условия составления генплана будущего складского помещения:
- к строению — количество въездов, наличие оснащения;
- к обслуживающим структурам — транспортная развязка на участке.
Количество пандусов:
- только для автомобилей — один;
- для автомобилей и поездов с разных концов участка — два.
Определение системности и логистики при создании проекта склада и зон обработки входящих и исходящих грузов
Моменты, на которые следует обратить внимание:
- ограждение — по всему участку, отдельный проезд при ЧС (ширина до 5 метров);
- зеленая поверхность — до 30-35 % от прилегающей территории;
- направление движения — по часовой, максимальная минимизация езды. Полоса в каждую сторону должна быть в ширину около 5 метров.
- участок ожидания — ширина до 40 метров.
Характеристики, которыми определяется производительность складского помещения:
- вместимость — длина;
- общая площадь;
- объем.
Изначальные характеристики:
- первоначальное количество грузовых товаров;
- средний объем входящих товаров за год;
- количество рабочих дней складского помещения;
- количество грузовых групп, имеющих похожие характеристики;
- число единиц, которые могут в одно время храниться на территории склада;
- объем и вес среднего типа груза из каждого класса товаров;
- физические параметры среднего типа груза из каждого класса товаров;
- остальные характеристики.
Характеристики, которые необходимо вычислить:
- общая территория складского помещения;
- необходимое количество вспомогательных механизмов и ТС;
- используемая площадь;
- размеры склада (ширина и длина);
- высота, используемая для складирования;
- величина грузового фронта;
- ширина складских пролетов;
- ежемесячные расходы на содержание территории и т.п.
Благодаря составлению полного проекта складских зон можно заранее установить количество этажей, необходимую высоту и ширину объектов, грамотно спланировать процесс грузопотока.
Параметры, влияющие на размеры складских зон:
- объем одной единицы типичного товара;
- цена земельного участка;
- используемый метод переработки грузов;
- необходимая вместимость;
- виды складского мебельного оборудования;
- частота обновляемости грузов;
- особенности механизмов обслуживания, используемых для перевозки и подъема грузов на территории склада.
Создание плана конструкции склада, его размеров и общего вида
Строения делятся на три группы:
- основные складские помещения;
- пункты для вспомогательного обслуживания;
- подсобные комнаты.
Помещениями склада, отведенные для основного производства, являются:
- фасовочные цеха;
- участки, где проводится прием и сортировка грузов;
- секции для хранения товаров;
- зоны, где продукция укомплектовывается и готовится к последующей погрузке;
- секции временного хранения и отправки грузов;
- камеры для охлаждения грузов.
- зоны, предназначенные для хранения конфликтных товаров.
Распределение складских помещений, отведенных для основного производства
Какие секции при планировании относятся к рабочим:
- зона основного хранения грузов;
- хранение штабельное;
- хранение стеллажное;
- участок приема товаров;
- участок отгрузки (ж/д пандус);
- участок отгрузки (авто пандус);
- секция фасовки;
- секция укомплектования;
- приемочная экспедиция.
Складские помещения также могут иметь одно- и двустороннее расположение секций. Это зависит от первоначального планирования участка приема, комплектации и хранения товаров.
При оптимизации складов и последующем проектировании заказчику необходимо выбрать между механизированным и автоматизированным типами помещений.
На механизированных складах оператор контролирует основной объем работы, поэтому вероятность совершения ошибок, связанных с человеческим фактором, значительно выше. Устанавливается только самое необходимое оборудование, грузопотоки разводятся сквозным способом.
На автоматизированных складах операции по хранению, транспортировке и разгрузке выполняются машиной. Имеет гораздо больше преимуществ, хотя оборудование стоит значительно дороже. Грузопотоки построены по тупиковому типу.
На данном этапе разработки плана складского помещения важно определить, каким образом будет достигнута максимальная эффективность и производительность грузообработки при минимальных расходах.
Решение по компоновке, размерам и объемам запланированного проекта
Необходимо учитывать рациональность каждого требования при создании плана складского помещения.
Объемы секций склада определяются согласно разнообразию продукции, их общему количеству, объемам товаров и другим параметрам доставки (частота, вид поставщика, размеры, тип транспортного средства), а также характеристикам отправки (число заказов, интенсивность, объем товаров и прочее).
Входящие грузы обрабатываются согласно поступлению по определенному алгоритму, что может быть осуществлено благодаря логичному расположению рабочих складских участков.
Виды транспортных средств, частота поставок и отправок влияют на расположение соответствующей зоны.
Наличие двух рамп (автомобильной и железнодорожной) требует, чтобы при проектировании зоны погрузки и отгрузки располагались с двух сторон склада.
При этом секция отгрузки должна находиться недалеко от приемной зоны грузов и места временного хранения.
Зона основного хранения товаров оборудована механизмами и устройствами исходя из типа продукции, комплектации, цены, вид поставки и т.п.
Приемка в складских помещениях также должна быть оборудована участком для регистрации товаров и его временного нахождения.
При создании плана обязательно учитываются размеры помещения (в том числе и высота), чтобы приобрести соответствующее техническое оборудование.
В зависимости от имеющихся устройств для транспортировки и подъема грузов формируются проезды по территории склада.
Участок, на котором происходит комплектация заказов, должен находиться в непосредственной близости к зоне отправки или месту разгрузки.
Секция комплектования грузов оснащается механизмами, которые максимально соответствуют видам продукции и процессу комиссионирования.
При проектировании важно помнить о зоне отправки, в которой предусматривается отдельный выход к отгрузке.
Разгрузочный пандус механическим способом обрабатывает товары, чтобы далее отправить их независимо от вида транспорта.
Чтобы понять, оптимален ли выбранный план складского помещения, воспользуйтесь формулой для поиска коэффициента: объем необходимой площади к количеству затрат, требуемых для выполнения запланированного варианта.
- Мы уже более 10 лет занимаемся строительством складов, и за это время смогли завоевать доверие многих клиентов. Мы гарантируем сроки строительства по договору, поэтому вы можете быть уверены, что ваш склад будет готов вовремя.
- У нас работают опытные мастера со средним стажем 5 лет, которые знают все тонкости строительства складов. Мы также предоставляем бесплатный выезд инженера, который поможет вам определиться с выбором материалов и конструкции.
- Мы строим здания, учитывая ваши пожелания. Мы готовы предложить вам различные варианты дизайна и конструкции склада, чтобы он соответствовал вашим требованиям и пожеланиям.
Если вы хотите заказать складское помещение, переходите по ссылке или звоните нам: +7 (800) 511-04-38. Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы и поможем вам выбрать оптимальный вариант.