Высота склада и другие технические параметры объекта
684
13.12.2022
06.04.2023
Почему это важно? Высота склада, наряду с его общей площадью, является одним из определяющих параметров, который следует учитывать при аренде, покупке или строительстве объекта. Если ошибиться с выбором, многоярусное стеллажное оборудование там может просто не поместиться.
На что обратить внимание? Существует несколько классификаций складов. Наиболее популярная из них – Knight Frank – основана на разнообразных технических характеристиках помещений. То есть, выбирая объект определенной категории, можно быть уверенным в его минимальной высоте.
и выберите свой подарок
Структура склада
Склад – это вовсе не крупногабаритный аналог сундука, плотно забитого всевозможным добром (в случае со складом – грузами). Различные складские помещения и зоны имеют свои собственные функциональные особенности, различающиеся как по назначению, так и по устанавливаемому там оборудованию. То есть склад может иметь весьма сложную структуру, в которой выделяются следующие зоны:
- Сектор погрузки/выгрузки товаров. Это может быть как единый блок, так и разделенный надвое (если загрузка и выгрузка осуществляются по разным технологиям). При этом требования к площадям, на которые будет заезжать транспорт, зависят от параметров этого самого транспорта, а кроме того, и от характеристик груза.
- Сектор приемки. Приемка и разгрузка – суть разные понятия. В секторе приемки груз передается на ответственное хранение. То есть сотрудники склада подтверждают его целостность (ориентируясь на состояние упаковки как минимум), а кроме того, осуществляют постановку груза на учет, для чего соответствующим образом маркируется каждая его единица. В настоящее время данный участок на любом современном складе максимально автоматизирован.
- Сектор (или зона) хранения товаров. Это не только пространство со стеллажами. Это могут быть и холодильные камеры, например.
- Сектор сортировки. Здесь заявки на дальнейшую транспортировку подотчетных товарно-материальных ценностей (ТМЦ) принимаются, ставятся в график, после чего сотрудники складского комплекса перемещают необходимые грузы из зоны хранения в сектор погрузки.
- Сектор экспедирования. Здесь производится административный учет принимаемых и отправляемых ТМЦ, формируется управленческая и бухгалтерская первичная документация.
- И наконец, хозяйственно-бытовые и административные помещения.
Складские услуги на современном уровне их развития – это высокотехнологичная сфера производства, требующая специализированного оборудования (подъемной техники), средств коммуникации, а также особых компетенций у персонала на местах.
Наиболее популярная классификация складов
Систематизировать различные типы складов можно:
- по степени механизации труда;
- по товарным категориям хранимой продукции;
- по условиям хранения ТМЦ;
- по виду самого складского помещения и пр.
Однако в мире прижилась лишь классификация складов, разработанная специалистами брокерской компании Knight Frank. Во главу угла здесь были поставлены технические особенности складских комплексов, их обеспеченность инфраструктурой различного типа и инженерными коммуникациями. В итоге получилась система, применяемая сейчас повсеместно.
Характеристики складов класса A+ и А
Сюда относятся новые или же прошедшие модернизацию складские объекты, которые создавались именно как специализированные логистические центры (иными словами, это не переделанные здания). Данные сооружения возведены из соответствующих предназначению качественных материалов по оптимальным технологиям. Такие комплексы оснащены актуальным оборудованием, позволяющим эффективно выполнять все операции, связанные со складским хранением грузов.
Несколько слов о строительных технологиях. На сегодняшний день логистические объекты сооружаются преимущественно из легких сэндвич-панелей, обеспечивающих:
- высокую скорость возведения;
- пожаробезопасность склада;
- качественную теплоизоляцию;
- экономичность строительного процесса в целом.
Как правило, складские комплексы такого типа имеют один этаж с перекрытиями, находящимися на высоте 13 и более метров от пола, выполненного из бетона и оснащенного для большей износостойкости антипылевым покрытием. Большое расстояние до перекрытий позволяет эффективно использовать все пространство таких помещений, делая высоту стеллажей до потолка склада. Этот способ до сих пор является самым удобным и экономичным при содержании ТМЦ на складах.
Шаг колонн у помещений класса А+ составляет не менее 12 метров, а расстояние между пролетами – не менее 24 метров. Это крайне важный параметр, который влияет на эргономичность размещения стеллажей или иных приспособлений для организации хранения ТМЦ.
Показателем, определяющим пропускную способность складского комплекса, является скорость погрузки/выгрузки товаров. Склады класса А+ оснащаются доковыми воротами в количестве не менее 1 ворот на каждые 500 м2 складской площади (это также является требованием классификации Knight Frank).
Склад должен быть оборудован системами, обеспечивающими создание и поддержание в каждом секторе (зоне) внутреннего пространства оптимальной температуры и влажности. Для этого в проекте конструкции должны быть предусмотрены места для размещения соответствующего оборудования:
- системы вентиляции;
- системы отопления и кондиционирования;
- системы контроля влажности.
А кроме того, проект должен предусматривать монтаж различных сигнализационных систем:
- пожарной сигнализации и пожаротушения;
- видеонаблюдения;
- охранной сигнализации.
В складском помещении рассматриваемого класса должны присутствовать собственная электроподстанция (понижающая), а также узел теплогенерации. И разумеется, комплекс оснащается доступом в интернет.
В чем же состоит отличие складов класса А+ от складов класса А? В первую очередь они различаются высотой потолков. У складов класса А высота перекрытий может начинаться с 10 метров от пола (а не с 13, как у А+). Кроме того, число доковых ворот для категории А – не менее 1 шт. на 700 м2складской площади (а не на 500 м2, как в случае с А+). Во всем остальном требования к складам этих двух категорий идентичны.
Требования к складам класса В+ и B
К классу В+ относятся те помещения, которые прошли реконструкцию и перепрофилирование, в результате чего их стало возможно использовать в качестве складских (логистических). Согласно классификации Knight Frank здесь также присутствуют все необходимые условия для содержания ТМЦ различных видов, то есть данные помещения должны отвечать всем требованиям складской логистики, а именно:
- наличие систем, обеспечивающих оптимальный режим хранения товаров;
- оснащение действующими системами вентиляции и регулирования температуры в складских помещениях;
- оборудование системы контроля влажности.
Однако у складов класса В и В+ есть характерные параметры в технических характеристиках, которые и отличают их от класса А. К примеру, максимальная высота потолков – здесь она начинается от 8 метров. Как следствие, плотность размещения ТМЦ на 1 м2 площадей таких складов ниже (соответственно, удельные издержки хранения на единицу товара тут выше).
Требования классификации Knight Frank устанавливают количество доковых ворот для таких складов в количестве 1 шт. на 1000 м2 складской площади. То есть скорость осуществления погрузо-разгрузочных работ здесь объективно меньше, чем у класса А.
Обычно склады класса В (без плюса) – это объекты старой постройки, прошедшие модернизацию. Их еще может отличать наличие второго этажа. С точки зрения эффективности использования земельного участка, отведенного под складской комплекс, это логичный выбор.
Но вот если принять во внимание технологию проведения погрузки/разгрузки, а также перемещения товаров по складу, то сразу же становится понятно, что это совершенно неразумное решение, на порядок усложняющее работу персонала и требующее дорогостоящего лифтового оборудования грузоподъемностью не менее 3 тонн.
Высота потолков складов класса В (без +) начинается с отметки в 6 метров, что не позволяет говорить об эффективности использования внутреннего складского объема. И еще один нюанс: для складов рассматриваемой категории не выставляются требования по максимальной нагрузке на пол. С одной стороны, это снимает ограничения для хранения тяжелых предметов, но с другой – пол может просто не выдержать.
К положительным особенностям можно отнести и обязательное наличие на таком складе пандусов, которые очень сильно облегчают проведение погрузо-разгрузочных работ. Что касается внутренних коммуникаций, то, согласно требованиям, помещения должны быть оборудованы:
- системой теплоснабжения (обычно это система центрального отопления, располагающая собственной котельной в своей структуре);
- пожарной сигнализацией и системой автоматического пожаротушения; пожарные рукава должны дотягиваться до всех точек пространства склада;
- системой электроснабжения, а также всевозможными сигнализациями.
Если компании объективно нужен склад, но при этом стоит задача существенно сэкономить на его приобретении или аренде, то выбор в пользу объектов класса В+ и В – это оптимальное решение. Здесь вы сможете быть вполне уверены, что ТМЦ будут храниться надежно и с соблюдением должных условий.
Однако вполне возможно, что со временем остро встанет потребность в дооснащении таких складских помещений, в их усовершенствовании, чтобы они смогли в полной мере удовлетворять возрастающим требованиям современной логистики.
Особенности склада класса C
Склады категории С размещаются в помещениях, которые изначально в качестве складских и не задумывались вовсе. Обычно класс С – это переделанные, дооборудованные:
- бывшие производственные цеха;
- ангары для хранения крупногабаритных транспортных средств и спецтехники;
- иные непрофильные помещения, в том числе имеющие богатое историческое наследие.
Объекты класса С зачастую имеют несколько ярусов, причем иногда даже подземных. Классификация Knight Frank здесь требует наличия грузовых лифтов, однако в данном случае это требование не является обязательным.
Но вот к чему есть строгие требования, так это к рабочей высоте потолков склада – она должна быть не менее 4 метров. Правда, стеллажное оснащение в данном случае все равно становится малоэффективным. Должна присутствовать, во-первых, возможность беспрепятственного заезда в складское помещение грузового транспорта, а во-вторых, возможность эффективного проведения погрузо-разгрузочных работ. Этому способствует обязательное наличие ворот на нулевом уровне.
Склад оборудуется системами вентиляции, отопления, кондиционирования, а также поддержания оптимальной влажности. Должна присутствовать физическая охрана и желательно наличие электронной охранной сигнализации. Такие склады обычно стоят в стороне от дорог, и заезд к ним не слишком удобен, но все равно подъездные пути в наличии должны быть. Кроме того, в перечне требований к комплексу – наличие площадки для стоянки грузового и легкового автотранспорта.
Несмотря на сокращающееся количество перепрофилированных зданий, да и на планомерное уменьшение объектов с историей вообще, склады категории С на рынке логистических объектов весьма распространены. Решаясь на долгосрочную аренду таких помещений, нужно быть готовым к необходимости проведения основательной модернизации складского комплекса, его дооборудования и дооснащения.
Так что не стоит радоваться низкой цене аренды таких складов – расходы все равно будут велики. Лучше изначально заложите в договор условия по включению затрат по модернизации данных помещений в стоимость арендных платежей.
Специфика склада класса D
К данной категории относятся помещения, которые не являются складами по своей сути и никогда не были приспособлены под складские нужды. Самый распространенный вариант таких помещений – это подвалы или бывшие специализированные производственные цеха.
По минимальной или максимальной высоте потолков таких, с позволения сказать, складов классификация Knight Frank никаких требований не выдвигает – данный параметр может иметь абсолютно любое значение.
Не стоит ждать, что подобные склады будут оборудованы хоть чем-нибудь. Температура воздуха здесь может находиться в прямой зависимости от времени года, и можно считать удачей, если на размещенные в таком пространстве ТМЦ не станет литься вода. Иными словами, хранить здесь можно лишь те товары, которые индифферентны к условиям содержания (температурным, влажностным и прочим).
Не имеет экономического смысла и какая-либо модернизация таких помещений. Во-первых, на это может существовать прямой законодательный запрет (как в случае с подвалами). А во-вторых, для достижения приемлемых показателей по уровню издержек хранения лучше будет снести данное помещение и на его месте построить современный комплекс класса А. Именно поэтому специалисты Knight Frank не прописали никаких особых требований к складам данной категории – достаточно хотя бы того, чтобы они находились в пригодном для эксплуатации состоянии.
Правила выбора склада
Перед тем как начинать искать склад, определитесь с теми требованиями, которые вы к нему предъявляете, и, что является наиболее важным, ранжируйте их. При оценке качества склада можно ориентироваться на классификацию Knight Frank или на любую другую, но разумнее всего будет оценить каждый параметр в отдельности.
Из-за чего вообще это важно? Все дело, как обычно, в деньгах. А точнее, в себестоимости хранения и затратах на транспортировку ТМЦ, то есть в стоимости логистики. Даже очень дешевый и качественный товар можно угробить, если хранить его в неподобающих условиях (стоимость испорченной части товара увеличивает себестоимость оставшегося груза).
Далее, слишком большое транспортное плечо также может сделать товар неконкурентоспособным на условном прилавке. В общем, главное в формулировании требований к складскому помещению – это определить те факторы, которые более всего способны повлиять на конечную себестоимость хранящихся грузов. Разберем основные из них далее:
- Дислокация логистического объекта и транспортная доступность. Про транспортную доступность говорилось выше, однако в расчет следует принимать еще и сложность подъезда: наличие развязок, съездов, а также качество дорожного покрытия и общую удаленность от доминирующих транспортных артерий.
- Этажность и общая конструкция складских сооружений. Оцениваем: проект, использованные материалы, примененную технологию, а также следует принять в расчет, какая компания осуществляла строительство. За эталон можно взять современную технологию возведения складских комплексов: это одноэтажные сооружения прямоугольной формы, в которых перекрытия опираются на колонны, расположенные с шагом не менее чем 9 метров; ограждающие конструкции выполнены из сэндвич-панелей.
- Высота перекрытий. Чем выше, тем лучше. Современные стеллажные конструкции на складе способны обеспечивать хранение ТМЦ на высоте вплоть до 16 метров. Это дает возможность полнее использовать экономический потенциал каждого квадратного метра складской площади, храня на нем большее количество товаров. Не даром склады класса А+ имеют высоту потолков не ниже 13 метров (это принятый во всем мире стандарт высоты такого склада).
- Соотношение полезной складской площади к площади земельного участка. Дело в том, что прилегающая территория также важна для удобства маневрирования и стоянки транспортных средств. И пренебрегать этим вопросом нельзя, так как при недостатке таких площадей на складском комплексе возникает риск образования заторов, и скорость проведения погрузо-разгрузочных работ сократится. У складов класса А и В площадь самого здания не превышает 55 % от площади земельного участка.
- Качество полов. Оценивать нужно все параметры: из какого материала выполнено основание (бетон, асфальт, правильно ли сформирована подушка); присутствует ли антипылевой слой; какова допустимая нагрузка на 1 м2; уровень расположения пола относительно нуля. Для класса А и В+ установлено требование по допустимой нагрузке не меньше 5 т/м2, а сам пол должен быть расположен выше нулевого уровня на 1,2 метра.
- Температурный режим. Стабильность уровня температуры воздуха – это обязательное требование для большинства товаров.
- Обеспеченность помещения коммуникациями. Оцените наличие и качество: системы вентиляции; эффективность и принцип работы пожарной сигнализации и пожаротушения; системы видеонаблюдения и охранной сигнализации; наличие собственной электроподстанции, а также собственного источника теплогенерации. Оцените систему контроля доступа на объект сотрудников.
- Инфраструктура для проведения погрузо-разгрузочных работ. Присутствуют ли ворота докового типа, сколько их в пересчете на площадь складского комплекса; есть ли в наличии разгрузочные площадки с регулируемой высотой пола.
- Присутствие на складе административных площадей, а также помещений второстепенного назначения (душевые, раздевалки, столовые и пр.). Следует принять во внимание качество отделки данных помещений.
- Качество и стабильность телекоммуникаций: есть ли на объекте выделенные оптико-волоконные линии; какое количество провайдеров обслуживает склад.
- Возможность подачи железнодорожного транспорта.
- Наличие и качество стеллажного оснащения складского пространства. Более дорогие и качественные стеллажи в итоге снижают удельные затраты по хранению единицы товара.
- Качество прилегающей территории вокруг складского комплекса. Следует оценить, есть ли возможность создать новые схемы маневрирования грузового транспорта, если по каким-то причинам существующие будут недостаточно эффективны (например, если в настоящее время выезд после погрузки/разгрузки осуществляется исключительно задним ходом). Также следует принять во внимание наличие/отсутствие парковки.
- Освещение и благоустройство. Освещенность территории непосредственно связана с вопросами безопасности, а благоустроенность будет свидетельствовать об аккуратности в том числе и в вопросах хранения ТМЦ.
Из перечисленных выберите те позиции, которые будут являться для вас определяющими, принимая во внимание характер предполагаемых к хранению грузов. А дальше оцените каждое технологическое решение на складе, используя специальные нормативные коэффициенты.
Конечно, лучше всего, если в штате компании, заинтересованной в складских помещениях, присутствуют квалифицированные специалисты с профильными компетенциями, которые могут произвести соответствующие расчеты и в дальнейшем защитить их. Однако наличие таких специалистов – это большая редкость, и встречаются они исключительно в крупных корпорациях.
Но что же делать всем остальным фирмам? Самое разумное – это обратиться в специализированное агентство и заказать проектировочно-расчетные работы. Стоимость такого системного подхода определенно окажется ниже, чем финансовые потери от допущенных при выборе логистического комплекса ошибок.
Резюме:
- Определение габаритных параметров (длины, ширины, высоты) склада – это первостепенная задача при описании облика требуемого логистического комплекса.
- Все расчеты должны производиться с учетом индивидуальных особенностей проекта, всех деталей и нюансов (от типа предполагаемых к размещению товаров до удаленности места расположения складского терминала от мест реализации хранимой продукции).
- Представленная выше классификация помогает выбрать подходящий вариант складского помещения, потому что учитывает все его параметры в комплексе и позволяет производить сравнительный анализ.
- Мы уже более 10 лет занимаемся строительством складов, и за это время смогли завоевать доверие многих клиентов. Мы гарантируем сроки строительства по договору, поэтому вы можете быть уверены, что ваш склад будет готов вовремя.
- У нас работают опытные мастера со средним стажем 5 лет, которые знают все тонкости строительства складов. Мы также предоставляем бесплатный выезд инженера, который поможет вам определиться с выбором материалов и конструкции.
- Мы строим здания, учитывая ваши пожелания. Мы готовы предложить вам различные варианты дизайна и конструкции склада, чтобы он соответствовал вашим требованиям и пожеланиям.
Если вы хотите заказать складское помещение, переходите по ссылке или звоните нам: +7 (800) 511-04-38. Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы и поможем вам выбрать оптимальный вариант.